Мир начал меняться быстрее, чем ожидало человечество, и в экстренном порядке мировое сообщество вынуждено было разработать и принять к исполнению эффективные средства борьбы с вызовами глобального потепления, для чего в рамках Парижского всемирного климатического саммита в декабре 2015 года представителями 196 государств обсуждено, и после согласования разногласий единогласно принято межправительственное Соглашение, от выполнения которого будут зависеть уже не отдаленные перспективы, а ближайшие десятилетия нашей с Вами жизни.
Впервые с тех пор, как 20 лет назад началось обсуждение климатических проблем, практически все государства мира обязались активно участвовать в их решении. Правительства 180 стран, отвечающих за 90% мировых выбросов, приняли национальные планы по их сокращению, которые и легли в основу итогового Соглашения (для сравнения: Киотский протокол 1997 года содержал подписи за сокращение выбросов 37 богатых государств, которые вместе вызывали почти половину глобальных объемов выбросов, но не включал двух крупнейших "поставщиков" в атмосферу Земли двуокиси углерода – США, которые отказались от подписания, и Китай). И в этот раз за подписание глобального соглашения выступили обе эти страны.
Согласно итоговым документом Парижского климатического саммита, 196 стран участниц определяют глобальную цель относительно недопущения повышения температуры к 2100 году более чем на 2оС от доиндустриального уровня, а также инициативная группа из 100 стран задекларировала амбициозную цель недопущения роста до 1,5 оС. Для этого страны самостоятельно определили свои так называемые Национально определенные взносы по выбросам парниковых газов, которые будут пересматриваться каждые пять лет с целью приведения их в соответствие реальному положению дел. Историческим является зафиксированное в Соглашении намерение, как задача-максимум, полного отказа от ископаемых источников энергии во второй половине 21 века.
Реализация взятых обязательств будет означать для стран мира сокращение (вплоть до прекращения) инвестирования в углеродную энергетику, сокращение государственной поддержки, прежде всего, угольной отрасли, интенсивное финансирование развития возобновляемых источников энергии – с целью масштабнейшей (в конечном итоге полной) замены традиционной углеродной энергетики возобновляемыми источниками энергии, которые не вызывают выбросов в атмосферу. Также предполагается широкомасштабное внедрение программ по энергосбережению.
Одной из основных проблем реализации задач является финансирование мероприятий, необходимых для сокращения углеродных выбросов в мире. В частности, согласно Соглашению до 2020 года развивающиеся страны должны получать $ 100 млрд в год для компенсации их потерь в результате отказа от углеродной энергетики и на реализацию проектов по развитию альтернативной энергетики взамен традиционной. Предусмотрено, что эти деньги им будут предоставлять экономически развитые государства – подписанты Соглашения – которые на протяжении длительного периода индустриального развития вызывали подавляющую часть углеродных выбросов в мировую атмосферу. (Справочно: в мире финансовая государственная поддержка для ископаемого топлива, по данным Международного валютного фонда (МВФ) составляет около $ 5,3 трлн в год, поэтому разговоры о нехватке средств на развитие "зеленых" технологий не более как спекуляции).
Мир с энтузиазмом поддержал исторические решения.
Уже сегодня можно наблюдать действие важных тенденций. Так, ряд мощных инвестиционных фондов переориентировалась с ископаемых видов топлива на возобновляемые источники энергии. Пока такое решение принял Норвежский пенсионный фонд, над этим работают Британский банк и компания "Мюнхенский альянс". Находить инвестиции на угольные электростанции со временем становиться все труднее. Вторая тенденция — быстрое развитие технологий возобновляемых источников энергии и снижение их стоимости. Третья тенденция — решение стран G20 о постепенном снятии всех государственных субсидий, которые предоставляются секторам ископаемого топлива, к 2020 г.
В рамках благотворительности миллиардные взносы на реализацию задач по решениям глобального климатического Соглашения уже пообещали богатейшие люди планеты Билл Гейтс и Марк Цукерберг. Во многих странах, в том числе и тех, которые являются наибольшими загрязнителями окружающей среды, распространяются инициативы на уровне городов, которые добровольно берут на себя обязательства снижать выбросы.
В Украине "соглашение мэров" объединила 20 подписантов, которые обязались повысить энергоэффективность на 20%, увеличить уровень развития возобновляемой энергии на 20% и сократить выбросы парниковых газов на 20%. Вероятно, эту инициативу широко поддержат во всех регионах и это, в конце концов, ускорит изменения как в энергетической сфере, так и в климатической политике нашего государства.
В общем, для Украины решение Парижского климатического саммита трудно переоценить, ведь ситуация с отечественной традиционной энергетикой критическая не только в экологическом, но и в других планах – финансовом, технологическом, безопасности, - и поэтому требует немедленного переформатирования! Имплементация Украиной климатического соглашения определяет необходимость строить свою энергетическую стратегию с обязательным видением полного отказа от ископаемого топлива и перехода на 100% возобновляемой энергетики уже к середине века. На сегодня имеем проблемы: 1) энергозависимость, в том числе от страны-агрессора; 2) одна из худших в Европе экологическая ситуация, в том числе с выбросами, которые приводят к парниковому эффекту; 3) первое место в рейтинге топ-10 стран с самым высоким уровнем дотаций для ископаемого топлива в процентном отношении к ВВП.
Во время пресс-конференции в Минэкологии по итогам участия украинской делегации в Парижском саммите глава отдела по вопросам изменения климата Национального экологического центра Украины Ирина Ставчук подчеркнула: "климатоохранная политика в Украине является экономически необходимой. Речь идет о энергосбережении (утепление зданий, реконструкция ЖКХ, инвестиции в энергоэффективные технологии) и развитие возобновляемых источников энергии. Такой путь развития может обеспечить экономический рост".
В этом направлении, например, рассматривается присоединение Украины к Альянсу по энергоэффективности строительства и жилья, который в числе нескольких глобальных инициатив, объединивших активистов, бизнес и пр., зародился "на полях" конференции в Париже. Главная цель Альянса - обмен опытом и выработка совместных международных проектов для быстрого и существенного уменьшения выбросов газов вследствие как энергоэффективного строительства новых сооружений, так и термомодернизации существующих.
Однако, основным направлением совместной работы Правительства, бизнеса, общества в направлении определенным глобальным климатическим соглашением следует считать прежде всего переориентацию отечественной энергетики с углеродных на возобновляемые источники энергии, что позволит сократить выбросы в атмосферу, как это предусмотрено в одобренном Правительством и переданном на саммите Национально определенным вкладом выбросов парниковых газов, а именно: к 2030 году уровень выброса парниковых газов Украины не будет превышать 60% от уровня 1990 года. В Украине реализуются многочисленные проекты, организовываются бизнес-инициативы, направленные на развитие инновационных "зеленых" технологий во всех сферах промышленности, в том числе в энергетической отрасли. Эти усилия могут приобрести существенную международную поддержку в рамках климатического Соглашения, подписанного также Украиной. И важно, чтобы на правительственном уровне не повторялись предыдущие ошибки, как например с деньгами, которые Украина получила от Организации по разработке новых энергетических и промышленных технологий (Япония) за право загрязнять ее атмосферу согласно Киотскому протоколу. К сожалению, на это время деньги (почти 1,4 млрд грн.) приходится возвращать как неиспользованные (проекты, предусмотренные к финансированию этими средствами, не выполнены) – но чистый воздух уже не вернешь.
Источник: Gazeta.ua