Самый крупный в мире комплекс ветроэлектростанций разместился в Китае, в окрестностях города Цзюцюань. Комплекс ВЭС Ганьсу - один из шести государственных проектов ветроэнергетики Поднебесной. До 2020 года правительство КНР вложит в проект 120 млрд юаней (17,5 млрд долл) и когда строительство будет закончено, комплекс выйдет на полную мощность – 20 ГВт.
Первые результаты впечатляют. Уже в ноябре 2010 года установленная мощность станции составила 5,16 ГВт, а в конце 2015 она должна достигнуть 12,71 ГВт. Ежегодно комплекс вырабатывает от 7 до 10 млрд кВт·ч и продает их по цене 0,54 юань/ кВт·ч (около 0,08 долл/кВт·ч).
Грандиозность и смелость проекта захватывает. Еще бы, ведь на сегодняшний день мощность второго по величине ветропарка в мире составляет всего 1,5 ГВт. Он находится в Каньякумари, штат Тамил Наду в Индии и называется "Муппандал".
Ценопад
Сегодня ветер – самая дешевая форма альтернативной энергетики в Европе, Австралии и Бразилии. А к 2026 году, она станет самой дешевой практически повсеместно. К такому заключению пришли аналитики информационно-аналитической компании Bloomberg New Energy Finance. Стоимость ветряных проектов снизится на 32% к 2040 году, это станет возможным благодаря накопленному опыту и улучшенному финансированию, уверяют эксперты Bloomberg.
Наряду с этим, значительный рост возобновляемой энергетики все же потребует большого объема инвестиций, говорится в отчете компании New Energy Outlook за 2015 год. Согласно прогнозу, что на долю возобновляемой энергетики будет приходиться до 60% из 9,786 ГВт новых мощностей, установленных в последующие 25 лет, и на нее будет потрачено две трети из 12,2 трлн долл инвестиций, вложенных в энергетику в целом.
Мир в восторге от ветра
Энергетики стран-лидеров в освоении альтернативных источников энергии ставят перед собой заоблачные планы по возведению ветропарков и тут же их перевыполняют.
В начале 2000-х годов Германия поставила себе цель к 2010 году производить 12% электричества с помощью альтернативных источников, но достигла этого показателя уже в 2007 году. А в 2014 году ветряные электростанции Германии произвели 8,6 % от всей произведённой в Германии электроэнергии. Теперь, к 2025 году она планирует производить до 45% электроэнергии из возобновляемых источников. Дания планирует к 2020 г. 50% потребности страны в электроэнергии обеспечивать за счет ветроэнергетики. Франция к 2020 году построить ветряных электростанций на 25 000 МВт, 6 000 МВт из которых оффшорные. Но самые невероятные результаты принадлежат Китаю. Согласно Национальному Плану Развития установленные ветромощности Китая должны были вырасти до 5 тыс. МВт к 2010 году и до 30 тыс. МВт к 2020 году. Однако уже 2010 год Китай закончил с показателем 41,8 ГВт. Следующая планка нарастить установленные мощности до конца 2015 года до 100 ГВт также была взята намного ранее. Уже 2014 год был завершен с показателем 114,763 ГВт. Новые планы на период 2016-2020 гг построить еще 100 ГВт мощностей также рискуют быть перевыполненными.
Следует отметить, что по законам Китая 70% оборудования любой ветряной электростанции должно иметь китайское происхождение. В конце 2009 года около 90 компаний производили ветряные турбины, более 50 компаний производили лопасти и около 100 компаний производят различные компоненты. В 2010 году требование обязательной 70% доли китайского оборудование было отменено: практически 100% строящихся в Китае ветряных турбин, имели китайское происхождение. Все крупнейшие мировые производители оборудования для ветроэнергетики имеют в Китае свои производства или СП.
Сломанный флюгер
Украина также намеревалась выработать правила, которые бы позволили создать у себя мощную базу для освоения и развития альтернативной энергетики. В 2008 году был принят закон о «зеленом тарифе». Одним из обязательных пунктов было требование местной составляющей, не менее 30%. С одной стороны это настраивало операторов на серьезную и долгосрочную работу, с другой – служило большим препятствием на пути к быстрой реализации проектов. Несмотря на повсеместную критику данного пункта, именно благодаря ему Украина стала обладательницей собственного производства ветротурбин в Краматорске (Донецкая обл.). Компания "Фурлендер Виндтехнолоджи" (подразделение «УК «Ветряные парки Украины»») даже успела начать осуществление масштабного проекта строительства мощного ветрокомплекса в Казахстане (300 МВт), для которого планируется произвести 150 агрегатов. Первая очередь ветропарка уже пущена в 2014 году. Там работает несколько десятков ветротурбин, краматорского производства.
Согласно Национальному плану по развитию возобновляемых источников энергетики, до 2020 года Украина намеревается увеличить установленные ветромощности до 2,28 ГВт. В октябре нынешнего года этот показатель составлял 509 МВт.
Украина: динамика суммарных установленных мощностей ветрогенераторов
Год | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015, 1 п-е |
МВт | 77,3 | 86 | 89 | 90 | 94 | 87 | 151 | 302 | 371 | 498 | 509 |
Источник: на основе данных WWEA
Состояние войны, в котором находится Украина, вносит свои коррективы. Постоянный ремонт ЛЭП и энергооборудования в зонах антитеррористических операций, нерасчет государства за поставленную электроэнергию в территории ей неподконтрольные, непересчет «зеленого тарифа» согласно курса еврои его снижение для ветрогенерации на 10 и 50% в феврале и марте соответственно играют не на пользу привлекательности отрасли.
Однако, традиционные источники выработки электроэнергии при сложившихся обстоятельствах выглядят слишком уязвимыми. Крупные централизованные энергетические объекты в условиях войны становятся мишенью и нуждаются в усиленной защите. По мнению экспертов в этом случае возрастает роль проектов ВЭ, которые позволяют решить вопросы децентрализации и повысить устойчивость работы энергетической системы. К тому же для возведения ветропарка требуется до двух лет, а на построение, например, атомного блока – не менее 7 лет.
Летом нынешнего года ВР приняла закон №2010-Д «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии», открывающий новые возможности перед возобновляемой энергетикой в нашей стране.
Местная составляющая теперь необязательна. Но компании, использующие не менее 30% местной составляющей, получают премию в размере от 5 до 10% надбавки. Индексация зеленого тарифа будет проводиться ежеквартально.
Также «зеленый тариф» теперь может использоваться и для малой ветроэнергетики. Домохозяйство устанавливает ветрогенератор до 30 КВт для удовлетворения личных нужд, получает право на использование «зеленого тарифа» и может продавать излишки в сеть. А это открывает совершенно новые возможности для отечественных домохозяйств, а также предпринимателей.
Зеленый тариф для ветроэнергетики в текущем году будет составлять 10,2 евроцентов, что несколько выше европейских показателей.
Сейчас на рынке активно обсуждается законопроект "О рынке электроэнергии Украины", подготовленный Минэнергоугля. В нем среди прочего предлагается ввести штрафные санкции для ВЭС за отклонения от фактических объемов отпуска электроэнергии в сеть от суточных графиков отпуска электроэнергии на следующие сутки в объеме свыше 10%. По скольку в Украине нет специализированной метеорологической инфраструктуры, которая может максимально точно прогнозировать погоду, такие изменения для неподготовленного рынка могут быть катастрофичными и уничтожить отрасль в целом.
Такие «сюрпризы» не проходят бесследно. Поиск инвестора усложняется. Страновой риск в 15% для Украины практически уже самый высокий в Европе.
О том, сумеют ли украинские энергетики найти средства на ввод новых мощностей и поддержание уже существующих – покажет время.