lamppЭнергетика является ведущей отраслью любой страны, фактором ее экономической (не)стабильности, (не)зависимости от других стран и надгосударственных организаций, а потому нуждается в прозрачности, открытости и четкой, а главное аргументированной регламентации правил функционирования рынка.

Сейчас сектор электроэнергетики Украины пребывает на стадии глобального реформирования. Парламентарии, Минэнерго и другие задействованные в данном сложном и чрезвычайно важном процессе стороны (в т.ч. иностранные организации и эксперты) провели титаническую работу по разработке проекта закона "О рынке электрической энергии Украины" (реестр№4493 от 21.04.2016), который после длительного времени обсуждений, внесения поправок, доработок был зарегистрирован в марте этого года и только почти через полгода был принят ВРУ в первом чтении.

Так, Украина взяла на себя обязательства перед Европейским Сообществом относительно приведения украинского законодательства, регулирующего энергетический сектор, в соответствие с европейским (согласно Директиве 2009/72/ЕС). Бесспорно, Украине важно равняться на развитые европейские страны и внедрять их опыт. Однако необходимо понимать, что для обеспечения эффективности рынка электроэнергетики государственная политика регулирования сектора должна учитывать, кроме прогрессивных европейских норм, также особенности отрасли, уровень экономического развития страны и ряд факторов, которые могут осуществлять влияние на эффективность, стабильность и безопасность национальной энергосистемы. В частности, когда речь идет о таком прогрессивном в Европе и "отсталом" в Украине векторе развития, как "зеленая" энергетика. Попробуем разобраться, какие угрозы для сектора возобновляемой энергетики несет новый закон.

Балансирующий рынок, который появится после внедрения новой модели рынка, предусматривает введение финансовой ответственности производителей электрической энергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) за отклонения их фактических объемов отпуска электроэнергии от плановых суточных графиков объемов отпуска. Такая практика существует в Европе, но важно отметить, что она была введена уже на определенном этапе развития отрасли, а в некоторых странах еще и до сих пор отсутствует. И это при том, что доля ВИЭ в их общем энергетическом миксе является достаточно высокой, в то время как в Украине она едва пересекает отметку "1%". С такими показателями вряд ли можно негативно влиять на объединенную энергосистему Украины в случае частичного отклонения фактических от запланированных объемов "зеленой" генерации.

Страны, в которых отсутствует ответственность производителей электроэнергии из ВИЭ

Страна

Доля ВИЭ в общем объёме энергогенерации, %
Австрия 32,6%
Германия 27,8%
Дания 27,2 %
Португалия 25,7%
Румымия 23,9%
Хорватия 18,0%
Греция 15,0%
Франция 14,2%
Чехия 12,4%
Ирландия 7,8%
Люксембург 3,6%
Мальта 3,8 % 

Кроме того, в украинском варианте энергетического законодательства не принимается во внимание малая гидроэнергетика, которая так же зависит от погодных условий, а следовательно, и от точности их прогнозирования, как солнечная и ветроэнергетика.Кроме того, весомым является фактор несовершенства, а точнее даже отсутствия точного прогнозирования погодных условий в Украине, в отличие от европейской системы прогнозирования. Погрешность прогнозов Гидрометцентра Украины составляет более 25%. Установление финансовой ответственности за неточность прогнозирования без обеспечения надлежащего качества метеорологической инфраструктуры является некорректным. Например, на Кипре отсутствуют обязательства прогнозирования для объектов генерации из ВИЭ установленной мощностью до 150кВт, а также для объектов мощностью от 150кВт до 1МВт, которые не имеют возможности осуществлять такое прогнозирование.

Следует отметить, что введение финансовой ответственности для производителей "зеленой" генерации нанесет большой вред сектору. Инвесторы, которые взяли валютные кредиты под свои проекты, понесут значительные "неожиданные" потери в связи с такими нововведениями, а снижение их платежеспособности приведет к невозврату кредитных средств, оттоку инвестиций в сектор через его нестабильность и торможению развития отрасли в лучшем случае либо ее полному упадку - в худшем.

Более того, пострадать может не только отдельный инвестор, но и страна в целом. Поскольку несоблюдение норм действующего законодательства, а именно в части порядка стимулирования производства электроэнергии из ВИЭ до 2030 года, который гарантируется государством, может привести и, скорее всего, приведет к международным искам, как это было в Европе.

Инвесторы Испании, Чехии, Италии, Греции, Румынии и Болгарии вправе требовать компенсацию за потери, которые они понесли в секторе ВИЭ, согласно Договору к Энергетической хартии. Так, например в Испании, это началось в 2010 году, когда правительство отказалось от стимулов ранее действующего законодательства, чем открыло себя для международных требований со стороны иностранных инвесторов, и с тех пор оно было затоплено волной арбитражей. В настоящее время существует по крайней мере 12 известных случаев нарушения исков против Испании, в том числе одна претензия ЮНСИТРАЛ на €600 млн, которую подали 88 инвесторов проектов солнечной энергетики.

В целом достаточное количество инвесторов серьезно пострадали от распространения изменений в секторе возобновляемых источников энергии по всей Европе. Многие из них уже обратились в арбитраж как в наиболее надежный механизм для компенсации своих потерь. Не понятно, во что в конечном счете обойдутся для страны "промахи" ее власть имущих: затерянную отрасль, штрафные санкции, ухудшение инвестиционного климата, репутационные потери или другие негативные последствия. А потому, если мы действительно хотим научиться чему-то у Европы, то можно для начала хотя бы не повторять, а учиться на ее ошибках.

Источник: Апостоф