Климатическое соглашение, которое рассматривалось в декабре прошлого года на Парижском саммите, подписано 22 апреля полномочными представителями 175 стран, в том числе Украины, и предположительно вступит в силу уже в этом году, опережая прогнозы скептиков.

         Суть соглашений намного кардинальней завершающего в 2020 году своё действие предыдущего международного документа на эту же тему – Киотского протокола. Сокращение выбросов Парниковых газов (ПГ) предполагается достичь радикальным переориентированием на низкоуглеродные или безуглеродные технологии, прежде всего в энергетике, а также в некоторых иных областях (транспорт). Как рабочий механизм, в несколько преобразованном виде, сохранится идея купли-продажи квот на вредные для климата выбросы ПГ; также развивающиеся страны получат финансовую поддержку от промышленно развитых для компенсации их потерь на пути ограничения углеродных технологий (что потенциально может ухудшить уровень жизни населения в этих странах). Соглашение предусматривает опережающее внедрение энергосберегающих технологий, и ряд адаптационных мероприятий по снижению негативных последствий из-за произошедших или уже, к сожалению, неизбежных изменений климата.

supply 1

         Для Украины подписание и ратификация Соглашения означает достаточно существенные сдвиги в картине бизнес-приоритетов и направлений инвестиционной деятельности. Попробуем определить главные из возможных влияний.

          На поверхности лежит неизбежное сокращение (в пределе до нуля)  инвестиций в угольную промышленность и соответственно в сектор тепловой генерации электроэнергии (ГК ТЭС), которые сегодня обеспечивают менее половины всей электрогенерации  страны. Соответственно – поиск заместительных путей развития электроэнергетической инфраструктуры неизбежно приведёт к перепутью: атомная генерация и ВИЭ.

При всём кажущемся количественном преимуществе (50% против 2% выработки) АЭС, их развитие в силу ряда причин не может рассматриваться как однозначно приоритетное, прежде всего с точки зрения энергетической безопасности страны. Два факта: 90% оборудования исчерпало или в ближайшем будущем исчерпает проектный срок службы; практически всё топливо поставляется и вывозится на обработку после использования в Россию (с последующим возвратом начиная с 2018 года уже необрабатываемых отходов в Украину).

         Якобы «дешёвая» атомная энергия обойдётся обществу втридорога, если учесть расходы на неизбежное выведение блоков из эксплуатации или ремонтно-восстановительные работы, бюджетные и внебюджетные затраты на экологически опасные последствия работы АЭС, захоронение отработанного ядерного топлива, пород после уранодобывающих предприятий. В конце концов, необходимо брать во внимание критическую зависимость ядерного топливного цикла Украины от поставок свежего и вывоза отработанного топлива страной-агрессором, каковой признана Российская Федерация соответствующим решением Верховной Рады Украины. Таким образом, инвестиционные направления развития атомной генерации, проистекающие из вышеуказанного – технологии захоронений ядерных отходов, ремонты и модернизация отдельных атомных блоков, а скорее подготовка и снятие их с эксплуатации; альтернативные российским поставки свежего ядерного топлива и обработка отработанного; наконец, при наличии политической воли – отдельные элементы полного ядерно-топливного цикла (целиком недопустимого в Украине из-за участия её в соглашении о нераспространении атомного оружия), как-то обогащение отработанного топлива, и т.п. А необходимо ли Украине развитие указанных технологий?

         supplyСогласно Концепции низкоуглеродного развития Украины путем внедрения энергоэффективности и ВИЭ, неоспоримым и соответствующим мировым тенденциям направлением будет развитие ВИЭ (возобновляемых источников энергии). Тут возникают весьма привлекательные на наш взгляд, параллельные основному тренду – строительства электростанций на возобновляемых источниках – дополнительные направления инвестирования в производство оборудования и технологических разработок как генерирующего, так и сопутствующего оборудования: собственно генераторов с высоким КПД, аккумуляционного оборудования, умных сетей (smartgrids), энергосберегающих технологий. Это наукоёмкие и весьма высокотехнологичные сферы, имеющие значительный потенциал добавленной стоимости, к тому же в этих направлениях Украина имеет и задел со времён Советского Союза и научно-инженерные и исследовательские мощности, и что главное - неоценимый кадровый потенциал.

Отдельно следует упомянуть о следующем. На несколько ближайших лет принятый Советом ООН Ожидаемый национально-определённый вклад (ОНОВ) Украины (по сути план мероприятий по снижению выброса ПГ) позволит нам не начинать активных действий в этом направлении, но включиться в международные механизмы аналогичные доселе действующей практике торговли квотами на выбросы. Если мы преодолеем печальный первый опыт неиспользования и возврата денег, полученных от продажи квот по Киотскому протоколу, то данный сценарий предполагает чётко определяемые странам донорами («покупателями» квот) направления их использования – а это кроме упомянутого развития ВИЭ и энергосберегающих технологий, ещё и мероприятия по приспособлению к климатическим изменениям, что в Украине может означать инвестиции в сельхозтехнологии, позволяющие извлечь практическую выгоду в виде повышения урожайности и качества традиционной продукции или начала выращивания новых видов в условиях умеренного среднегодового потепления (которое мы, собственно, можем наблюдать уже сегодня просто из окна).

На откуп национальным правительствам отдан механизм внутреннего квотирования – при условии его реализации Украиной каждое предприятие, причастное к выбросу ПГ, получит определённую квоту на допустимый объем выбросов и будет поставлено перед выбором – потратить (инвестировать) деньги на покупку квот или на мероприятия по снижению выбросов, с последующей возможностью продать ставшие излишними квоты.

Подытожить можно кратким перечнем основных открывающихся в связи с подписанием Соглашения направлений инвестиционной деятельности: 1) строительство и эксплуатация ВИЭ электростанций; 2) научно-технологическое и инженерное сопровождение процессов усовершенствования и повышения КПД упомянутых объектов ВИЭ; 3) энергосберегающие и энергоэффективные мероприятия на уровне  промышленных процессов и технологий; 4) новые технологии в агросекторе в рамках использования денег, полученных от продажи международных квотных объёмов допустимых выбросов.

 

Источник: Бизнес