ebbrС 2009 года развитие сектора возобновляемой энергетики в Украине, по примеру зарубежных стран, стимулируется специальным «зеленом» тарифом, размер которого инвесторы учитывают при планировании долгосрочных вкладов. Поскольку часто кредитные ресурсы выделяются в иностранной валюте, в том числе и для покупки зарубежного оборудования, законодательством предусмотрена индексация "зеленого" тарифа с учетом изменений курса евро. Такая норма зафиксирована в Законе Украины "Об электроэнергетике". С 2009 года пересмотр размера "зеленого" тарифа с учетом курсовых колебаний осуществлялся национальным регулятором в   сфере  энергетики ежемесячно. Таким образом соблюдались государственные гарантии инвесторам. С  августа 2014 пересматривать "зеленый" тариф перестали, фактически нарушая закон.

Решение о его пересмотре было принято 31 января 2015. НКРЭКУ учла курсовую разницу, но в то же время и снизила тариф. Для солнечных электростанций, введенных в эксплуатацию до апреля 2013 года, "зеленый" тариф снижен на 20%, для других производителей электроэнергии из альтернативных источников тарифы урезаны на 10%. В НКРЭКУ причиной этому называют правительственное распоряжение о чрезвычайных мерах в энергетике.

В ЕБРР считают, что такой шаг способен необратимо подорвать доверие инвесторов, которые нацелены на долгосрочную перспективу и принимают свои решения на основании действующего  законодательства. Непрозрачность государственных решений по тарифной политике создает дополнительные риски. А невыполнение ряда положений европейских директив по развитию возобновляемой энергетики ставит под угрозу инвестиционную привлекательность страны в целом.
Европейский Банк Реконструкции и Развития - один из крупнейших инвесторов в Украине. На сегодняшний день им профинансировано более 300 проектов в различных сферах на сумму более 8400000000 Евро. В партнерстве с Фондом Чистых Технологий (CTF) Банк также является одним из крупнейших кредиторов проектов в сфере развития возобновляемых источников энергии в рамках Программы финансирования возобновляемой энергетики в Украине (USELF).
Учитывая потенциал сектора возобновляемой энергетики, масштаб которого оценивается в 15,2 млрд. долларов США «новых» инвестиций до 2020 года (в соответствии с обязательствами Украины достичь 11% доли ВИЭ в общем балансе электроэнергетики до 2020 года), непоследовательность государственной политики в этой сфере - очень недальновидный подход в контексте стремления к энергетической независимости страны.
В такой ситуации «ручного управления» в сфере энергетики такие финансовые институты, как ЕБРР, ЕИБ (Европейский Инвестиционный Банк), МФК (Международная Финансовая Корпорация) не могут планировать долгосрочную деятельность по привлечению новых инвестиций в данный жизненно важный сектор украинской экономики.

По материалам Голос UA.