green1

 

     Мировая возобновляемая энергетика (ВЭ) демонстрирует колоссальный подъем, который обещает стать долгосрочным трендом в течение, как минимум, 15 лет. Это подтверждается намерениями глобальных инвесторов развивать преимущественно возобновляемые виды энергетики, ростом биржевых котировок компаний этого сектора, а также спешкой игроков и инвесторов собрать “сливки”, пока “зеленые” тарифы максимальны. Причем инвестиционный бум сейчас наблюдается не только в развитых, но и в развивающихся странах, совокупные объемы вложений которых в эту сферу в 2014 г. практически сравнялись. Эта тенденция должна набирать обороты и в Украине. Сейчас происходит ревизия существующего механизма поддержки сектора ВЭ, что должно обеспечить долгосрочное развитие, с учетом привлекательной для инвестора и обоснованной доходности такого бизнеса и приемлемого периода окупаемости проектов.

Переломный момент

     2014 г. стал не только необычайно “урожайным” на инвестиции в ВЭ. В прошлом году произошел важный психологический перелом для выжидающих инвесторов: сектор ВЭ доказал, что может оставаться привлекательным и усиливать притяжение денег даже в период обвала цен на углеводороды. Это стало возможным благодаря планомерно сокращающимся капитальным вложениям, снижению расходов на генерацию и, в конечном итоге, — себестоимости “зеленого” киловатта.

     Уже в 2014 г. в сегментах гелио- и ветроэнергетики было введено на 25 ГВт больше при меньших затратах, так какинвестиции на 1 кВт начали уменьшаться вследствие совершенствования технологий и удешевления оборудования. Специалисты уверены, что тенденция увеличения ввода мощностей при параллельном удешевлении установок будет сохраняться еще не один десяток лет. При этом ожидается, что эффективность существующих технологий генерации “угольных” и “газовых” киловатт увеличиться очень незначительно. Переход на иные, более эффективные угольные и газовые технологии предусматривает значительные капиталовложения, а с учетом того, что рынок традиционной энергетики будет сокращаться, — перспектива снижения стоимости традиционной энергии маловероятна.

     Специалисты делают вывод о том, что вложения в сектор ВЭ являются на порядок более прогрессивными и более выгодными, так как по прогнозам, которые уже начали сбываться, в перспективе ни один из известных видов ископаемого топлива не сможет конкурировать с “солнцем” и “ветром”. В частности, согласно исследованиям Bloomberg, уже через два года в развитых странах стоимость солнечной энергии может стать меньше средневзвешенной цены на электричество традиционных видов.

     Кроме экономических факторов в поддержку инвестирования в сектор ВЭ в 2014 г. добавились еще и финансовые. Так, крупнейшие инвесторы дали четкий сигнал о намерении системно финансировать исключительно возобновляемую энергетику. В частности, Всемирный банк, один из ведущих мировых инвесторов, собирается финансировать только ВЭ. При этом угольные проекты Всемирный банк будет какое-то время поддерживать инвестициями только в беднейших странах мира. По данным Международного энергетического агентства, до 2025 г. “зеленая” энергетика получит почти 60% от $5 трлн, которые будут инвестированы в новые электростанции.

     Эти сигналы дали импульс публичному рынку акций: несмотря на все вызовы, в 2014 г. ценные бумаги сектора ВЭ подорожали на 54%, до $15,1 млрд. Инвесторы фондового рынка в 2014 г. способствовали росту цен на акции компаний ВЭ в общей сложности на $5 млрд. По мнению экспертов, во второй половине года произошел закономерный откат после необоснованной паники вследствие падения цен на углеводороды, приведшей к снижению стоимости акций в марте. По словам аналитика CreditSuisse Марка Фрешни, традиционно считается, что если цены на нефть идут вниз, то дешевеет и электроэнергия, в связи с чем ветро- и солнечная энергетика кажутся более дорогими. Однако взаимосвязь этих рынков намного сложнее, говорит г-н Фрешни. Аналитик Bloomberg New Energy Finance Ангус МакКроун считает, что нет смысла ожидать серьезного спада инвестиций в сектор ВЭ, если цены на нефть останутся на текущем уровне и не снизятся значительно.

     При анализе емкости “зеленого” рынка также не стоит недооценивать экологический фактор. Напомним, что на данном этапе 9% “зеленой” энергии позволяют уменьшить выбросы СО2 на 1,3 Гт. Вопрос сокращения выбросов сейчас уже перешел из экономической плоскости в социальную и даже политическую, так как было признано, что кроме всего прочего изменение климата влечет за собой еще рост бедности и рецессию уязвимых экономик. Заявляя об этом, мировые лидеры дают еще один мэсседж, способствующий росту уверенности инвесторов: госпрограммы субсидирования альтернативной энергетики далее будут надежным драйвером роста для “зеленых” технологий, даже если цены на нефть снова снизятся.

“Зеленый” рост континентов

image001.png

     Технологические прорывы и экономические рекорды обеспечили в 2014 г. мировой ВЭ прирост инвестиций более чем на $270 млрд, что на 17% превышает объемы вложений в 2013 г. Данная цифра во многом обусловлена недавно начавшимся азиатским бумом на установку гелиосистем (только Китай и Япония вложили $74,9 млрд в солнечную энергетику), а также реализацией очередной стадии европейских шельфовых проектов ветряных электростанций на $18,6 млрд. В целом в мире в прошлом году были введены рекордные мощности ветро- и солнечной фотоэлектрической энергии на 95 ГВт.При этом гелиоэнергетика привлекла $149,6 млрд (рост на 29%), ветряная — рекордные $99,5 млрд (увеличение на 11%).

     Ключевой особенностью 2014 г. стало распространение возобновляемых источников энергии на новые рынки. Инвестиции в развивающиеся страны выросли на 36% и достигли $131,3 млрд, почти “догнав” показатели развитых экономик в $138,9 млрд. Кроме безусловных лидеров вложений в устойчивую энергетику (Китай — $83,3 млрд, Европа — $57,5 млрд, США — $38,3 млрд, Япония — $35,7 млрд), среди стран, обративших на себя внимание мировых инвесторов, находятся Индонезия, Чили, Мексика, Кения, Южная Африка и Турция, которые привлекли в 2014 г. в сектор ВЭ более $1 млрд. Такие страны, как Иордания, Уругвай, Панама, Филиппины и Мьянма вошли в “клуб” экономик, которые смогли привлечь инвестиции в сектор ВЭ от $0,5 млрд до $1 млрд.

     Важным нюансом является соотношение введенных мощностей возобновляемой и традиционной энергетик: в течение последних четырех лет этот показатель находится в диапазоне от 40% до 49%. В 2014 г. доля проектов по вводу инфраструктуры ВЭ, исключая крупные ГЭС, составила 48% в общем объеме реализации всех энергетических проектов. В целом в 2014 г. доля ветро-, солнечной, геотермальной энергетики, генерации энергии из биомассы и отходов, малой гидро- и морской энергетики увеличилась с 8,5% до 9,1% объема мировой генерации электроэнергии.

     Дополнительным фактором инвестиционного ажиотажа являются также достаточно высокие “зеленые” тарифы, которые с годами будут постепенно снижаться. Таким образом правительства стимулируют вкладывать в объекты ВЭ именно сейчас, когда сроки окупаемости и доходность вложений максимально высоки.

 Инвестиционный кластер Украины

image003.png 

image005.png

     Украина также не избежала влияния устойчивых трендов экологической энергетики. В прошлом году под влиянием мировых “зеленых” тенденций мощности ВЭ в нашей стране выросли на 19%, до 1462,2 МВт. При этом ветроэнергетика “приросла” на 179,81 МВт, солнечная — на 70,53 МВт, генерация электроэнергии из биомассы — на 18 МВт, из биогаза — на 7,32 МВт, малая гидроэнергетика — на 4,96 МВт. Вложенные инвестиции обеспечили в 2014 г.прирост генерации возобновляемой энергии на треть, и сейчас по “зеленому” тарифу в Украине производится более 2 млрд кВт·ч электроэнергии.

     Отечественные и зарубежные эксперты оценивают потенциал сектора ВЭ на уровне 50% общего энергопотребления.Среди фаворитов “зеленой” гонки — сегмент биомассы с потенциалом развития в 31 млн т условного топлива, или 15000 ГВт·час электроэнергии. Согласно Национальному плану действий по возобновляемой энергетике, до 2020 г. вполне реально увеличить солнечную генерацию до 2420 ГВт·час при увеличении установленной мощности солнечных электростанций до 2300 МВт. При этом 70% энергии солнца можно будет экспортировать. Потенциал украинской ветроэнергетики оценивается в 2280 МВт установленной мощности, при правильном подходе сегмент геотермальной энергетики может дать приток до 120 ГВт·час электричества. В соответствии с упомянутым Планом действий эти прогнозы могут стать реальностью в течение ближайших пяти лет при условии освоения EUR17 млрд к 2020 г.

     Несмотря на обвал цен на углеводороды в мире и временные сбои на отечественном энергорынке в 2014 г., в результате ввода чрезвычайных мер на рынке энергетики восстановлены нормальные условия для привлечения инвестиций в украинский сектор ВЭ. С 27 марта 2015 г. “зеленые” тарифы были возвращены на уровень, гарантированный законодательством. Кроме того, в настоящий момент в профильном комитете Верховной Рады находится на рассмотрении законопроект №2010 “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно конкурентных условий выработки электроэнергии из альтернативных источников энергии”. Его принятие позволит привести государственный механизм поддержки производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии в соответствие с актуальной стоимостью существующих технологий. Кроме того, законопроект №2010 отменяет принципиальное для инвесторов требование — обязательную долю местной составляющей при строительстве объектов альтернативной электроэнергетики. Почему это важно? Ранее для инвестора это был искусственный барьер для реализации проекта: либо под украинские технологии были достаточно сложно привлечь инвестиции, либо необходимое оборудование просто отсутствовало на рынке. Теперь у инвестора появляется выбор — использовать зарубежное оборудование либо выбрать украинское и получить бонус к уровню “зеленого” тарифа.

     Выполнение взятых обязательств и адекватное изменение законодательства через несколько лет даст возможность устанавливать и более весомые планки привлечения зарубежных инвестиций. Напомним, что Германия и Великобритания в прошлом году привлекли в сектор ВЭ более $8 млрд и $12 млрд соответственно. При реализации тезиса Европейского банка реконструкции и развития о возможности привлечения в Украину до $50 млрд ежегодно и усилении “зеленых” трендов в мировой энергетике, это более чем реально и для нас. Дело за малым: отрегулировать отечественный инвестиционный климат. 

Публикация доступна по ссылке.